Отдыхать правильно: «Автоматические сувениры»
Из каждой поездки положено привозить сувениры — для родственников и друзей, для коллег и для знакомых, и, конечно же, что-то для себя — на память…
Найти вещицу с характером, которая станет источником воспоминаний, непросто. Лавчонка с особенными безделушками есть не в каждом городе — да и для того, чтобы найти ее, требуется время. А в обычных вокзальных киосках, например, в России, все одно и то же: фотосувениры, аляпистые магниты, хохлома, береста, гжель и прочие народные промыслы — вне зависимости от того, в каком городе нашей страны вы находитесь. Вокруг них и собирается основная масса туристов, ищущих среди лубочного ширпотреба что-нибудь эдакое, мало замечая стоящие рядом автоматы. И совершенно напрасно — ведь именно в этих скромных ящиках скрываются самые что ни на есть удивительные сувениры.
Представьте себе: приехав из отпуска, вы одариваете компанию друзей металлическими жетонами — каждый с отпечатком символики города. Пока все рассматривают изображение, вы рассказываете, что жетоны эти еще 24 часа назад были горстью монет. А потом вы увидели необычный автомат, прочитали на нем инструкцию, выбрали рисунок, повернули колесо — и вот он, сувенир! Нигде такой не купить! Это практически хэндмейд
На самом деле автоматы по чеканке сувенирных жетонов — самые первые сувенирные автоматы в мире. Появились они более 100 лет назад на Диком Западе. Ковбои недолго думая назвали машину Penny Press, потому как именно это механизм и делал — прессовал монетки достоинством 1 пенни. Сейчас Penny Press стоит в каждом американском парке отдыха и на всех крупных досуговых площадках в США. Сформировалось даже сообщество поклонников Penny Press, которые, как нумизматы, меряются коллекциями и активно собирают все возможные жетоны.
Главный секрет Penny Press — в том, что мы платим не за сувенир, а за возможность сделать его своими руками.
Вернемся в Россию — у нас аналог американского Penny Press автомат “Монетный аттракцион”, стоит даже не в каждом городе. Всего около 200 автоматов на всю нашу страну.
Автомат часто разукрашен под хохлому (самый популярный узор, но бывают и другие варианты оформления). Чеканит жетоны с отпечатком соборов, храмов, памятников, в том числе и архитектурных,за цену примерно 50-100 рублей. Если повезет, “Монетный аттракцион” можно заметить на вокзалах, в аэропортах и в некоторых музеях.
В одном таком автомате можно изготовить 4 сувенира с разными рисунками. Превратить рублевую монетку в необычный сувенир готовы многие, но — только после того, как экскурсовод обратит внимание на автомат. До этого момента абсолютное большинство туристов принимают “Монетный аттракцион” за очередной терминал или автомат по продаже кофе.
Есть и другие типы сувенирно-производительных аппаратов.
Еще в шестидесятые Йоко Оно начала продавать в автоматах искусство — кусочки неба. Авантюрные времена прошли, но и сейчас в американских автоматах возможно за умеренную сумму приобрести произведения искусства. Работы художников могут стоять на одной полке с шоколадными батончиками,как в сети автоматов Snack Art, а стихи могут прилагаться к жвачке,как в Gumball Poetry. При этом цены на арт-сувениры демократичные: к примеру, Art o mats (автоматы для продажи сигарет, адаптированные для продажи произведений искусства) предлагают любой предмет за 5$.
Япония и Китай, которые быстро копируют все интересные начинания Запада, следующими подверглись повальной автоматизации. Эмоциональные японцы, которые лет с десять тому назад сводили счеты с жизнью после гибели любимого тамагочи, нашли для себя новое увлечение.
Собственная автоматная культура азиатов называется “Гашапон”. “Гаша!” — такой звук издает ручка автомата, “пон!” — так выпадает игрушка в капсуле. Здесь, как в “Киндер Сюрпризе”, никогда не знаешь, что за игрушка выпадет тебе в капсуле. И так же, продолжая аналогию, японцы стремятся собрать всю серию пластиковых или керамических игрушек. Дети при этом собирают любимых героев из мультфильмов, а взрослые — фигурки для тех, кто постарше.
В Китае “Гашапон-автоматов” уже около 10 тысяч, на Тайване — и того больше — 20 тысяч.
В России таких автоматов пока немного — счет сводится к нескольким десяткам. Стоят они исключительно в музеях и на арт-площадках, предлагая тематические сувениры (по тематике выставки или мероприятия) в ограниченном тираже.
В отличие от “Монетного аттракциона”, который выполняет желание клиента, “сюрпризный” автомат выбрасывает рукодельный сувенир на свое усмотрение. И, как оказалось, россияне к таким сюрпризам не готовы — многие так и не решаются отдать 500-1000 рублей, чтобы получить сувенир-сюрприз. По иронии судьбы самая спонтанная нация в мире не готова к таким же спонтанным механизмам.
В чем причина этого? Может быть, в том, что для нас важнее, что именно мы покупаем — поэтому мы внимательно осматриваем и трогаем все, что собираемся купить. Для европейцев покупка всяких необычных штуковин через автомат доставляет необычайное удовольствие как раз благодаря тому, что есть элемент риска и игры.
Вещь или впечатление? Что именно вы хотите привезти из путешествия?